Меню сайта |
|
|
Форма входа |
|
|
Пользователи |
|
|
Поиск |
|
|
Наш опрос |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
| | |
|
Адаптация детей к ДОУ
Основные факторы, определяющие особенности адаптации
ребенка к детскому саду:
1. Состояние
здоровья детей.
2. Возрастные
закономерности протекания адаптации.
3. Уровень
развития общения ребенка.
4. Тип нервной
системы ребенка.
1. Состояние здоровья детей
У здоровых детей адаптация
проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей
данный
процесс может протекать с
осложнениями.Тяжелее всего адаптация к
условиям образовательного учреждения проходит у детей 3 группы здоровья (дети с
соматическим хроническим
заболеванием): у них наблюдаются частые обострения основного заболевания.
Такие дети чаще болеют в период
адаптации.
2. Возрастные особенности протекания адаптации
На втором году жизни ребенок
начинает меньше бояться чужих взрослых.
В полтора года более
характерным будет не страх, а настороженное ожидание по отношению к
незнакомому
взрослому, а в дальнейшем –
смущение, своеобразная застенчивость при первоначальном знакомстве – обычно
до
двух – двух с половиной лет. Оптимальный вариант приема
детей не ранее 2 лет, когда у них уже нет страха перед незнакомыми людьми,
а
привязанность к матери
не сопровождается обостренной зависимостью от нее.
Более благоприятный для
адаптации возраст от 2 лет приходится преимущественно для девочек.
Самый лучший возраст, когда
ребенка следует отдавать в садик 3 - 3,5 года.
трехлетние дети отличаются
адаптационными возможностями от двух- и четырехлетки. Двухлетка сильно привязан к матери, ему трудно привыкнуть к новой
обстановке.
Четырехлеткам сложно привыкнуть к саду из-за того, что они привыкли к
домашним условиям.
Тем не менее, и у трехлеток и у четырехлеток есть общий положительный
момент в адаптации к ДОУ, который качественно отличает их от
двухлеток. Дети 3-4 лет способны слушать и слышать взрослых. У мальчиков более
благоприятный для адаптации к детскому саду возраст составляет 2,5 - 3,5
года. Мальчики в большей степени,
чем девочки привязаны к матери и более остро реагируют на разлуку с ней,
они дольше чувствуют привязанность к ней.
Примерные сроки и критерии успешной адаптации ребенка к детскому саду
Различают три степени тяжести
прохождения острой фазы адаптационного периода:
Сдвиги нормализуются в течение
10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе,
Физиологические критерии:
Здоровье: В период адаптации –
заболевание не более одного раза сроком на 10 дней.
Аппетит: В первые дни может быть снижен, затем нормализуется. Отказа от еды не наблюдается.
Сон: В первую неделю возможны
проблемы с засыпанием, сон может быть непродолжительным. К 20 дню
сон
Психоэмоциональные критерии:
Эмоциональный фон: Настроение бодрое,
заинтересованное, может сочетаться с утренним плачем. Преобладает
спокойное
эмоциональное состояние,однако
это состояние не стабильно. Любой новый раздражитель влечет за собой возврат
как к положительным, так и к
отрицательным эмоциональным реакциям.
Поведение: В первые дни возможно
проявление пассивно-разрушительной активности, направленное на выход из
ситуации - это
активный двигательный процесс.
Активность ребенка направлена на восприятие и переработку информации.
Активность может проявляться
как в речевом, так и в действенном плане это смех голосовые реакции.
Сдвиги нормализуются в течение
месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить
заболевание длительностью 5—7
дней, есть признаки психического стресса;
Физиологические критерии:
Заболевают не более 2 раз за
этот период сроком до 10 дней. Возможны изменения вегетативной нервной
системы.
Может снизиться вес, могут
появиться тени под глазами, бледность, потливость. Восстановление происходит
через
Аппетит снижается. В первые дни возникает отказ
от еды. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней.
Сон Ребенок плохо засыпает. Сон
короткий. Вскрикивает во сне. Просыпается со слезами. Сон восстанавливается через 20-40 дней.
Психоэмоциональные критерии:
Наблюдается подавленность,
напряженность, пассивное подчинение.Быстрый переход к отрицательным эмоциям, частый плач, или, наоборот,
заторможенность. Постепенно, обычно к 20 дню, эмоциональное
состояние нормализуется.
Отсутствие активности. В
дальнейшем активность избирательна. Возможен отказ от участия в деятельности, в
игре ребенок не пользуется
приобретенными навыками, игра ситуативная и кратковременная, речью может не пользоваться.
Длится от 2 до 6 месяцев,
ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как
физическое, так и психическое истощение
организма.
Физиологические критерии:
Здоровье: Часто болеют, более 3 раз за
период. Изменение вегетативной нервной системы. Появляются признаки
невротических реакций.
Шелушение кожи, диатез, бледность, потливость, тени под глазами, вес может
снижаться.
Возможны нарушение стула,
бесконтрольный стул, невротическая рвота.
Аппетит: Аппетит снижен. Стойкий отказ
от еды. С трудом привыкает к новой пище. Может отказываться от самостоятельного приема пищи. Аппетит
восстанавливается к 60 дню.
Сон: Плохо засыпает, сон короткий,
прерывистый. Во время сна наблюдаются всхлипывания, могут вскрикивать во сне. Восстанавливается примерно к
60 дню.
Психоэмоциональные критерии:
Эмоциональный фон: Отсутствие активности при
стертых отрицательных и эмоциональных реакциях (тихий плач хныканье,
страх, ступорозное состояние без
попыток активного сопротивления) Настроение безучастное много и длительно
плачет.
Поведение:Пассивное поведение.
Активность отсутствует. Часто отрицание любой деятельности
По возникшим вопросам вы можете записаться на консультацию к
педагогу-психологу.
Педагог-психолог высшей
квалификационной категории
Кошелева Галина Владимировна |
Категория: Мои статьи | Добавил: sad55 (14.05.2012)
|
Просмотров: 1033
| Рейтинг: 0.0/0 |
| |
| | |
|